В мае 2023 года принят Федеральный закон № 185-ФЗ об изменениях в два основных федеральных закона, на основании которых организовываются и выполняются пассажирские перевозки в Российской Федерации – № 259-ФЗ от 08.11.2007 г. и № 220-ФЗ от 13.07.2015 г.
Данные изменения, вступающие в силу 1 сентября 2024 года, затрагивают, в том числе, и вопросы организации регулярных межрегиональных пассажирских перевозок. Но начнем все же с Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, какие именно изменения внесены и на что они направлены.
Первое, что хочется отметить – с 1 сентября 2024 года прямо указаны виды предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров и багажа, а также грузов, которые допускаются к осуществлению в России:
- регулярные перевозки пассажиров и багажа;
- перевозки пассажиров и багажа по заказам;
- перевозки пассажиров и багажа легковыми такси;
- перевозки грузов.
Эти изменения важны, потому, что на рынке пассажирских перевозок сегодня мы видим коммерческие предложения, широко предлагаемые потребителям по всем законам маркетинга, которые по мнению лиц, их организовывающих и выполняющих не относятся ни к одному из видов пассажирских перевозок, регулируемых законодательством Российской Федерации, а следовательно, и выполнение обязательных требований лицензионного и разрешительного законодательства Российской Федерации, прямо влияющих на безопасность этих перевозок соблюдаться не должны. Не секрет, что организаторы таких перевозок имеют разработанные алгоритмы обхода законодательства, заранее подготовленные типовые соглашения и наборы документов для лиц, физически выполняющих перевозки.
Прямое определение видов перевозок, разрешенных к осуществлению в Российской Федерации дает четкое понимание предпринимателям при выборе вида деятельности, которым они хотят заниматься, что есть только 4 вида перевозок, которые можно выполнять законно, и для их выполнения необходимо исполнение всех нормативно-правовых актов, относящихся к конкретному виду перевозок, а все остальные варианты предпринимательской деятельности законодательством России не допускаются.
Эти изменения значительно упростят задачу контролирующих и правоохранительных органов при выявлении и пресечении перевозок грузов, пассажиров и багажа не предусмотренных законом.
Также в Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта внесены изменения, касающиеся организации заказных перевозок. Введен запрет на заключение договора фрахтования с каждым пассажиром в отдельности, а также запрет на осуществление перевозок пассажиров и багажа по заказу на условиях, предусматривающих предоставление права проезда в транспортном средстве за плату неопределенному кругу лиц, а также распространение информации об осуществлении перевозок пассажиров и багажа по заказу на указанных условиях.
Заказные перевозки всегда были и остаются важным и социально востребованным видом пассажирских перевозок. Все мы периодически пользуемся заказными перевозками. Это экскурсионные и туристические поездки, поездки на массовые мероприятия, например, свадьбы, корпоративные перевозки сотрудников офисов, перевозки посетителей крупных торговых центров и многие другие. Но вместе с тем, в связи с более простым механизмом организации перевозки пассажиров в сравнении с регулярными перевозками, в Российской Федерации получил распространение такой вид заказных перевозок, при которых пассажиру продается договор фрахтования одного посадочного места, почти как билет в регулярных перевозках. До внесения изменений в Устав пассажирского и городского наземного транспорта законодательством это не запрещалось, теперь с 1 сентября на это вводится запрет, подразумевается, что при наличии постоянного пассажиропотока должны организовываться регулярные пассажирские перевозки. Также для более понятного разделения регулярных и заказных пассажирских перевозок введен запрет на осуществление заказных перевозок за плату для неопределенного круга лиц. Отмечу что для данных перевозок также вводится запрет на распространение информации о таких перевозках.
В целом изменений в части заказных перевозок направлены на сокращение конкуренции между заказными и регулярными пассажирскими перевозками. Как данные нормы будут применяться на практике и какой будет эффект мы узнаем после начала их применения.
Расскажу также и о наиболее важных изменениях 220-ФЗ в части межрегиональных перевозок.
С 1 сентября вводится механизм, позволяющий исключать из реестра межрегиональные маршруты регулярных перевозок, которые не эксплуатируются перевозчиками и на которые не были выданы разрешительные документы. Включение этих маршрутов в реестр предусмотрено переходным периодом в соответствии с 39 статьей 220-ФЗ. Выдача разрешительных документов на межрегиональные маршруты производилась только при наличии всех остановочных пунктов в реестре остановочных пунктов. Таким образом реализация 39 статьи 220-ФЗ привело к тому, что в реестре маршрутов сейчас находится порядка тысячи маршрутов по которым разрешительные документы не выданы и перевозки не осуществляются. Введенные изменения позволят данные маршруты либо привести в соответствие к требованиям 220-ФЗ либо исключить из реестра.
Также с вступлением в силу изменений 220-ФЗ упрощается процедура рассмотрения заявлений перевозчиков, на установление и изменение межрегиональных маршрутов, сокращается количество оснований для отказа в установлении и изменении маршрутов. Для перевозчиков вводится возможность выбора способа получения уведомлений о решениях, принимаемых уполномоченными федеральными органами власти.
Ранее применяемые многими субъектами Российской Федерации право устанавливать нормативным правовым актом субъекта остановочные пункты, которые разрешается использовать в качестве начального и (или) конечного остановочного пункта по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок сохранится только для городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.
Изменения коснутся и состава сведений, указываемых в реестре межрегиональных маршрутов регулярных перевозок. Состав сведений о маршруте будет расширен.